Александр Улесов
Главная
Кто я
Тренинги
Стратегические сессии
Статьи
a@ulesoff.ru
+7 926 22 55 626
Чему я учился у клоуна
Из любопытства попал на необычный для себя тренинг. На тренинг клоунов. Самый настоящий тренинг клоунов. Тренировать у себя навыки клоуна – не просто для бизнес-тренера.

Дурачились. На первый взгляд. Сильно дурачились, если присмотреться и вдуматься. Серьезно работали над собой, если вдуматься еще сильнее или не вдумываться совсем, а просто почувствовать, точнее – прочувствовать.

Я был сильно раскритикован за то, что делаю записи. Раздаточных материалов на тренинге не было, а я люблю фиксировать для себя значимое. Тихонечко, как мне казалось, никому не мешая, записывал в телефоне, что происходит и что я по этому поводу думаю. Не присутствуешь в моменте! Уходишь! – получал я негодование. Если не перестанешь, придется уйти. Негодование тренера-клоуна достигло предела.

В совершенно дурацкой, а потому – еще более увлекающей «серьезных» людей игре, мне вдруг стало понятно, насколько важна в нашей жизни внимательность. Не зацикливаться на том, что ты себе воображаешь, прогнозируешь… Действовать, исходя не из того, что у тебя в голове, а следуя тому, что происходит. Очень тяжело в менеджерском мире следовать тому, что происходит. Гораздо спокойней и понятней построить в голове модель. Да и зачем? Затем, что пресловутый VUCA-мир требует именно такого от менеджеров в менеджерском мире. Мы так привыкаем к SWOT-анализам, что забываем про ощущения. Мы ходим в «масках», порождая «масочные» реакции, причем не только на работе. Мы привыкаем жить в модели.
Кульминацией первого модуля было очень стрессовое для меня упражнение. Меня отправляют за дверь, обещая, что договорятся между собой, на какие мои действия они будут смеяться. Позовут, когда договорятся. Моя задача – вернуться и рассмешить зал. Сделать то, что в соответствии с их договоренностью будет для них смешным. Смешным = то, о чем они договорятся как о смешном. Я усиленно думаю за дверью, что они выберут – о каких моих действиях договорятся. Зовут.

Вкрадчиво вхожу. Сначала заглядываю одним глазком. Не смеются. Втекаю в зал, всем телом, как тоненькой струйкой воды, через узкий дверной проем. Посмеиваются. Продолжаю двигаться влево в той же манере. Успокаиваются. Не то! Что делать? Наверное, они договорились, что смешным будет… Упал. Специально упал и смотрю на них. Полсотни глаз удивленно смотрят и не смеются. Отчаяние.

Поднимаюсь, точнее приподнимаюсь и падаю снова. Отчаяние. Смеются. Еще раз! Смеются! Ага! Эврика! Еще! И они уже – не смеются. Ползу к ним. В душе рыдаю. Смеются. Что же делать? О чем они договорились? Ноги заплетаются и сворачиваются в узел. Вроде как сами. Смеются.

Я удивленно смотрю на них, пытаясь развязать узел из своих ног. Хохочут. Пока развязывал ноги, запутались руки. В зале истерика. Они договорились об этом! Еще! Вожусь и с руками, и с ногами… Потихоньку смолкают. И смеха снова нет. Сажусь и смотрю им в глаза. В каждые глаза. Внимательно. Копирую. Присоединяюсь эмоциями. Вот в этих глазах – тоска. Я копирую. Смеются. А в этих глазах интерес. Смотрю в них с интересом. Смеются. А в этих глазах – мечты. Мечтаю в ответ. Довожу мечтание до абсурда. Смеются!

Они договорились, что будут смеяться, когда им будет по-настоящему смешно.
Когда человеку смешно? Когда про него. Про его страхи, про его радости. Когда про него объемно. Когда ему со стороны смешно – про себя самого… Разным людям про разное. И мне вдруг становится понятно, без записей, без анализа и моделей… становится понятно главное. Настоящий клоун приходит к людям не с отрепетированным номером, а с настоящим экспромтом, чувствуя людей в зале и с открытым сердцем следуя за эмоциями людей в нем.

Эмоции становятся материальными для клоуна. Переживания людей, опасения новому и сопротивление неопределенности в будущем становятся материальными для бизнес-тренера. Я понимаю, что умею видеть и чувствовать их. И по этой причине мне тяжело в он-лайн тренинге. Я умею хорошо работать с людьми, а с автарками – только учусь.

Открытость или «маска» менеджера порождает соответствующую реакцию в коллективе. И в алгоритме управления мотивацией и вовлеченностью открывается дополнительное измерение, куда более точно объясняющее реальность менеджера в коллективе. Реальность живого человека. Клоуны эту реальность хорошо знают. И учат нас знакомиться с ней так близко, как мы можем себе разрешить.