Александр Улесов
Главная
Кто я
Тренинги
Стратегические сессии
Статьи
a@ulesoff.ru
+7 926 22 55 626
Александр Улесов
Главная
Кто я
Тренинги
Стратегические сессии
Статьи
a@ulesoff.ru
+7 926 22 55 626
FRESHMANAGER
1
Из жизни. Вадим и целостная ответственность.
Вадим – прекрасный (практически) во всех отношениях руководитель. Он – руководитель самостоятельной бизнес-единицы в лидирующей на своем рынке компании «АВС». Около ста талантливых и интересных человек в штате, почти миллиардная выручка на весьма конкурентном рынке, требовательные клиенты и весьма обычные акционеры…

Он пришел в Компанию почти десять лет назад, и можно сказать, вырос тут. Конечно, это его не первое место работы, но профессионально он вырос все-таки здесь. Несколько лет развития в программе кадрового резерва, значимые для Компании проекты и их результаты, и – руководство заметило Вадима, его менеджерскую «жилку».

«Лидерство на рынке требует творческого подхода и постоянного развития. Ты не успеешь оглянуться, как кто-то обойдет тебя в мелочах. А в нашем бизнесе мелочей не бывает» — предупреждал его предшественник, передавая дела.

«Мы ждем от тебя целостной ответственности за этот бизнес, Вадим. Мы хотим, чтобы ты чувствовал этот бизнес по-настоящему своим и был в нем хозяином» — наставляли его акционеры.

«Целостная ответственность» в понимании Вадима, очень широкое понятие, но, по сути, — от именно его решений, а не чьих-то, зависит практически все в этом бизнесе: качество продукта и сервиса, удовлетворенность клиентов, вовлеченность сотрудников, доля рынка, уникальность технологий, долгосрочный успех…

И значит, цена ошибки так велика!

Не прошло и трех лет с назначения, как коллеги Вадима стали подмечать: его энергия и энтузиазм уже не те, идеи, которые он предлагает на Совете Директоров, не вызывают «вау-эффекта», а графики динамики его показателей почти параллельны линии времени… Да и сам Вадим, будучи человеком самокритичным, боялся признаться себе в том, что зашел в тупик.

И только тягучие споры-переговоры с акционерами о реалистичности предлагаемых ими финансовых целей на предстоящий год подталкивали Вадима к простому выводу. Он готов воспроизводить и поддерживать существующую (пока еще) успешную бизнес-модель, но у него нет понимания, за счет чего и как развивать свое направление в «АВС», особенно в условиях рыночной турбулентности. Ведь цена ошибки так велика!
2
Из теории. Кто в голове хозяин?
Наши бабушки и дедушки, учителя и родственники, да что там говорить – каждый встретившийся нам в жизни человек и общество в целом – проделали огромную работу: привили нам целую кучу внутренних убеждений и взглядов, которые глубоко в нас укоренились и во многом определяют картину нашего мира.

Они касаются всех без исключения аспектов нашей жизни, в том числе взглядов на себя, свои успехи и возможности для них, содержание целей и мечты (или просто их отсутствие), даже – и это порой удивительно – вкусовых предпочтений…

Как только убеждение поселяется в нас и «пускает свои корни», мы как в фантастическом фильме, начинаем жить по его законам: мы не замечаем, игнорируем или даже искажаем все-все, что не согласуется с ним. Положа руку на сердце, давайте признаем: нам эта согласованность очень помогает.

Собственно, в этом и состоит главная задача детства и взросления – обрести как можно больше таких удобных и полезных убеждений, моделей, которые позволят нам в будущем успешно жить самостоятельно (уже без помощи родителей и старших). Хорошо, если в детском садике, школе и дома взрослые хорошо понимали, что готовят нас к будущей самостоятельной жизни, причем, в других – пока еще не существовавших тогда экономических, политических, технологических и всяких других условиях.

Но не весь этот багаж стереотипов помогает нам жить. Некоторые из этих убеждений очень похожи на вирусы. У них как будто бы своя какая-то жизнь, главный смысл которой – помешать своему «носителю» в … чем?

Любимое дело денег не даст…
Просить помощи – признак слабости…
Жизнь – это вечная борьба…
На пути к одной цели все друг другу конкуренты…
Без стратегии успех невозможен…

И эти модели и схемы, отменяющие необходимость обдумывания и принятия «очевидных» решений, конечно, облегчают нашу жизнь. Они просто блокируют движение к целям, которые не очень-то с ними согласуются. И ты стоишь… Или движешься, но не продвигаешься…

Исследователи вопроса делят ограничивающие убеждения на три группы:

«Безнадега». То, чего хочется, то о чем скромно мечтаешь – воспринимается как в принципе недостижимое. Что тут даже надеяться? Что ни делай, все равно не получится. Это не реально. Я не могу контролировать ситуацию, это не в моей власти – я ведь жертва этих обстоятельств.

«НЕ по мои силам». Да, цель в принципе достижима. Более того, вокруг есть успешные примеры. Но! Это же у них получилось… Это же они! Вполне возможно, что и кто-то еще справится. Потому что у него…» «А я недостаточно хорош, у меня нет и никогда не будет такого-то опыта, я не способен на 1)… 2)… 3)…»

«Не заслужил». Да, это конечно было бы здорово, чтобы вот я – да и так! Но я-то не достоин этого. Я из другого теста. Я для более скромных перспектив предназначен. Вот если бы я тогда не провалил тот экзамен / проект …

Иногда конечно, мы ходим с букетом. Цена ошибки сужает горизонты, самооценка падает, шея втягивается, и мы – кто робко, а кто деловито – заглядываем в тупик своего тоннеля.
3
Из эксперимента. Или как появился FreshManager.
Регулярно осмыслять свои управленческие стереотипы и оценивать, как они влияют на успех – довольно полезное занятие. По его итогам можно даже и расстаться с какой-то их частью. На стратегию и на мир сквозь другие очки посмотреть.

Но только ли работа с убеждениями, пусть даже и комплексная, определяет возможности для выхода из тупика в лабиринте бизнеса?

Создать команду единомышленников… Прийти к озарению, захотеть, сфокусироваться… Посмотреть на свой бизнес как на систему, определить, что в нем уже настроено на работу в более сложных условиях, а что как раз и нужно развивать, на чем сфокусироваться, чтобы получить предсказуемый, а не стихийный результат. Это понятно. Но как?

Бизнес-симуляция «FreshManager» родилась в результате моей попытки объединить технологию работы изобретателей и психологию при решении «тупиковых», кажущихся нерешаемыми задач бизнеса в условиях высокой неопределенности.

Дело было на стратсессии, задача которой сводилась к следующему – «продать» сомневающимся топ-менеджерам компании идею, что «хотелки» акционеров по выручке на следующий год реалистичны. Ну и как только они в них поверят – помочь им придумать жизнеспособный бизнес-план по достижению этих цифр.

Я сам не сразу поверил в то, что задача сессии решаема. Пока не изменил привычный подход к ее проведению.

Мы сыграли в FreshBiz, а после — соотнесли каждую метафору игры с реальностью в жизни компании, сравнили привычный способ движения к целям в бизнесе и в игре. Этот разбор полуторачасовой игры с переносом итогов в бизнес-контекст занял сутки.

Эксперимента ради мы несколько раз поднимали планки, причем существенно. Серьезное усложнение задачи в игре приводит к любопытному эффекту: меняется подход. И мы вынуждены отказываться от проверенного в старых (уже не существующих сегодня) условиях способа решения прошлой – более легкой задачи. Ведь стометровку за пару секунд уже не пробежать – ее пролететь нужно. Либо опустить руки, отказаться и (честно) признаться всем, что цели не реалистичны и преодолеть сто метров за пару секунд невозможно.

По мере работы цифры-хотелки акционеров в глазах топ-менеджеров становились все более реалистичными, особенно после того, как приходило осознание, что привычные в компании технологии в меняющихся условиях – не единственно верные.

Мне очень нравится ТРИЗ – технология решения изобретательских задач. И я предложил топ-команде думать над бизнес-планом, используя инструменты ТРИЗ – противоречия, идеальность и ИКР, С-кривую… И бизнес-план появился.

Никто не ожидал в начале той сессии, что качество плана будет таким – сформулированные топ-командой приоритеты – рычаги для достижения целевого результата сильно изменили тот бизнес. Но именно этого и хотели акционеры. И именно этого избегали топы до сессии.

Используя инструменты изобретателей на стратегической сессии в бизнесе (но только после осознания ограничивающих убеждений), удается найти способы решения таких «нерешаемых» задач, найти такие элегантные решения для таких застоявшихся противоречий, что потом даже диву даешься…
4
Из заметок на манжетах. 13 «Компетенций» ФрешМенеджера
За последние пару лет я убедился в том, что людей, обходящих тупики в бизнесе – огромное количество. «Они наверное, заколдованы» — шутили мы как-то с коллегой.

Но если серьезно, то их, конечно, что-то отличает. Наблюдая за ними, сравнивая их с «Вадимом», я понял, что таких черт тринадцать.

Вот они:

1. Четкое понимание своих мечтаний / целей и жажда их достижения
2. Искренняя любовь к клиенту и искренняя забота о нем
3. Вера в себя, свои силы и неумение перекладывать ответственность
4. Мышление инвестора даже в мелочах: «Не потратился, а вложил»
5. Осуществление деятельности чужими руками, в первую очередь той, к которой сам не имеет талантов
6. Страсть к извлечению выгод из любой ситуации.
7. Настойчивость Творца: Сотворить все из ничего. Получить «скрытые» подарки.
8. Блаблафобия. Прагматичность и экспериментентаторство: а не теоретизирование и рассуждательство.
9. Привычка честно говорить «нет». И не потому, что «якобы» занят.
10. Включенность. ФрешМенеджер начинает и действует. Здесь и сейчас, а не там и потом.
11. Идеалистичность как особое отношение к деньгам. Деньги — не мерило успеха, а инструмент для свершений.
12. Сосредоточенность на том, что действительно нравится. Все необходимые, но неприятные дела, сводятся к достаточному минимуму / делегируются.
13. Умение сосредоточиться на важном. На самом важном для (1).
«И пусть весь мир подождет!»
Не все из этого – «прирожденное» в человеке, как не все из этого легко развиваемо. Большая часть этих черт – действительно глубинные черты личности, обретенные с не одним годом опыта. Но кто в голове хозяин?

И если Вы пока не готовы похвастаться тем, что всегда легко продвигаетесь и обходите тупики, я приглашаю Вас на FreshManager.